Гостеприимство
- наша профессия
+7 (495) 637 23 26
Круглосуточная справочная служба

В ведении ГлавУпДК находится более 150 особняков, большая часть которых является  архитектурными объектами культурного наследия России, памятниками истории и культуры регионального и федерального значения.

Среди них - шедевры всемирно признанных мастеров Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Вильяма Валькота и др.; великолепные образцы стилей необарокко, неоклассицизма, неоготики, эклектики, а также периода расцвета русского архитектурного модерна.

Культурное наследие - это созданные в прошлом материальные и духовные ценности, памятники и историко-культурные объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Нашей ответственной и почетной задачей является сохранение их благополучия и неповторимого исторического облика ради будущих поколений.

Курсовой переулок, д.1/1, дом Перцовой

Посмотреть на карте

1886 г., 1905-1907 г.

М. Пиотрович, В. Косов; инженер Н.К. Жуков; художник С.В. Малютин

Петр Николаевич Перцов, инженер-путеец и страстный поклонник искусства, увековечил свое имя, построив дом, ставший жилищем и творческой мастерской для многих художников и театральных деятелей.

Дом как нельзя лучше подходил на роль колыбели новой волны русского искусства, поскольку и сам был создан по рисунку замечательного художника Сергея Малютина. Влюбленный в театр и в русский народный сказочный эпос, он создавал и здания, и мебель, и бытовые предметы, думая об удобстве и рациональности, но обязательно насыщая их образы ощущением сказки, символами найденными в народном искусстве. Именно авторству Малютина принадлежит образ «русского чуда», покорившего мир — матрешки.

Перцов не случайно обратился с просьбой создать образ своего будущего дома именно к Малютину. За несколько лет до этого недалеко от участка, купленного Перцовым, появился другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым (Пречистенская набережная, д. 29). Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.

Малютин в полной мере реализовал свой творческий потенциал, накопленный за годы работы на благо княгини Тенишевой в селе Талашкино. Оттуда же художник пригласил своих товарищей из гончарной артели «Мурава».

За два года строительства мастера украсили фасады здания потрясающими майоликовыми панно с былинными сюжетами и сказочными деталями из керамики. Так, один из балконов здания несут на себе причудливые змеи. Необычна была и внутренняя отделка — резьба на всех деревянных деталях, волнистый рисунок полов, фантастическое оформление стен. Тяжелый душевный удар поразил Малютина, когда через некоторое время все внутреннее художественное решение помещений было подвергнуто упрощению, равному уничтожению: резьба была убрана почти полностью, стены гладко и однотонно заштукатурены.

Здание примечательно еще и тем, что архитектор Н.К. Жуков (при участии В. Шнауберта) возвел его на остатках ранее стоявшего на этом месте здания, придав всем сторонам дома оригинальное, но стилистически целостное решение. Здесь, в «русском тереме» охотно селились художники: Роберт Фальк, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля.

Под мастерские и комнаты художников были отданы верхние этажи. А на первом открылось знаменитое кабаре «Летучая мышь», основателями которого стали первый русский конферансье Никита Балиев и нефтяной магнат Н. Тарасов. Театральная легенда гласит, что во время поисков подходящего помещения для кабаре, навстречу соучредителям, спускавшимся в подвал этого дома, вылетела летучая мышь, в честь которой и назвали новое заведение. В открывшемся 29 февраля 1908 г. кабаре ставились «капустники» — шуточные вечера артистов Московского художественного театра. Здесь глубокой ночью распахивался занавес с изображенной на нем летучей мышью — пародией на чайку с занавеса МХТ — и Станиславский становился магом, Немирович-Данченко — дирижером, Качалов — борцом, Книппер-Чехова — шансонеткой...

После революции здание использовалось как офицерское общежитие.