Гостеприимство
- наша профессия
+7 (495) 637 23 26
Круглосуточная справочная служба

В ведении ГлавУпДК находится более 150 особняков, большая часть которых является  архитектурными объектами культурного наследия России, памятниками истории и культуры регионального и федерального значения.

Среди них - шедевры всемирно признанных мастеров Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Вильяма Валькота и др.; великолепные образцы стилей необарокко, неоклассицизма, неоготики, эклектики, а также периода расцвета русского архитектурного модерна.

Культурное наследие - это созданные в прошлом материальные и духовные ценности, памятники и историко-культурные объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Нашей ответственной и почетной задачей является сохранение их благополучия и неповторимого исторического облика ради будущих поколений.

Большая Якиманка, д. 43, Дом Игумнова — Резиденция посла Франции

Посмотреть на карте

1888

Н.И. Поздеев

Памятник истории и культуры федерального значения

Резиденция посла Франции

Дом был построен в конце1880-х по заказу Николая Васильевича Игумнова, директора и совладельца одного из крупнейших в России текстильных предприятий – основанной ещё в начале XVIII века Ярославской Большой мануфактуры. Столь солидному положению в обществе должно было соответствовать и жилище.

Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил «земляка» — молодого и талантливого зодчего Николая Ивановича Поздеева, занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Николай Поздеев не был известен за пределами Ярославля, но привлек к себе внимание Игумнова своей приверженностью к двум стилям: «русскому» (одному из направлений в господствовавшей тогда эклектике) и разновидности классицизма, так называемому «стилю Людовика XV». Оба стиля импонировали Игумнову, который с одной стороны, почитал себя русским патриотом, а с другой, как и всякий купец, тяготел к помпезной роскоши, «чтобы как в Париже».

Для постройки был выбран псевдорусский стиль. Выстроенные в этом стиле Исторический, Политехнический музеи, здание магазина ГУМ по праву считаются украшением столицы. Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, среди которых образцом считался полулегендарный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, сгоревший в XVIII веке.

Терем «текстильного царя» Игумнова выражает прежде всего изобилие. Большое количество декоративных деталей в древнерусском стиле: арки с «гирьками», «пузатые» колонны, керамические вставки, сочетание кирпича и камня, высокие шатры кровли – подчеркивает многосоставность здания, как бы намекая на многогранность натуры его владельца. Все вместе создает ощущение душевного подъема и гармонии, такой редкой для произведений эклектики.

Главный вход выполнен в виде «красного крыльца», увенчанного шатром. Высокие двустворчатые двери открываются прямо в зал с парадной лестницей, поражающий многоцветным «сказочным» орнаментом, продолжающим идею фасада. Высокие сводчатые потолки, расписанные золотыми вьющимися линиями, напоминают церковную архитектуру, где также черпал свое вдохновение Поздеев. Талант зодчего позволил создать атмосферу былинного русского средневековья и одновременно предвосхитить более поздние решения художников московского модерна.

Дубовая резная лестница ведет в анфиладу жилых помещений: гостиные, столовые, кабинет, будуар и спальни. Сразу же за массивными дверями, ведущими в Большую гостиную, архитектор полностью меняет стиль, погружая посетителя в обстановку европейской классики. Мебель в стиле Людовика XV и великолепные гобелены XVII века подчеркивают французский дух этого помещения. Как и сто с лишним лет назад, это просторное помещение служит для торжественных приёмов и балов. Светлые, цвета слоновой кости, стены и большие проемы окон создают настроение праздничной нарядности. Примыкающий к гостиной малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая декорирована мебелью и тканями эпохи ампир. Парадная столовая, очень строгая и скупо меблированная, несет на себе печать средневековья, благодаря своему низкому сводчатому потолку.

После революции 1917 года дом использовался под различные цели — он был медицинским центром, затем рабочим клубом. Одни из новых хозяев особняка планировали снести внутренние перегородки, дабы сделать пространство «просторнее и светлее», но судьба оказалась благосклонна к творению Поздеева. В 1938 здание было передано в распоряжение французского правительства для размещения посольства. Для приведения особняка в порядок из Франции была приглашена группа опытных реставраторов. Дом поразил искушенных парижских архитекторов. Один из них писал: «Это здание уникально в своем роде. Своим характером оно во всём противостоит нашим привычным представлениям. Несмотря на это … нельзя найти способ его переделать без того, чтобы не показаться смешным, вмешиваясь в его старинный облик». Поэтому реставрация была проведена крайне деликатно, с большим тщанием были подобраны предметы интерьера, мебель, и дом в результате, кроме купеческой роскоши, приобрёл ещё и «парижский шик».